«Дети, как узнать погоду на завтра?». В 6 московском детском саду № 2098 (заведующая Л. Гурьянова, старший воспитатель Л. Гаврилина, педагог-эколог О. Йозова) разработан долгосрочный проект по экологии «Цель которого — не только познакомить детей с понятием «погода», ее влиянием на жизнь людей, животных и растений, но и приобщить к навыкам элементарной исследовательской деятельности». С фрагментами этого проекта, рассчитанного на детей старшего дошкольного возраста, мы и хотим познакомить читателей портала.

Все ли дожди одинаковые? Может быть, есть веселый, а есть грустный дождь? Чем отличается осенний дождь от весеннего или летнего?

Ход занятия Рассказ педагога
Хмурые темно-серые облака — явный знак приближающегося дождя. Облака эти настолько плотные и так наполнены влагой, что сквозь них солнечный свет не может пробиться. Самый сильный дождь идет из плотных и темных туч, плывущих достаточно высоко.
Над нами нависает низкое и черное дождевое облако, сверкают молнии, гремит гром и все это сопровождается сильными порывами ветра и проливным дождем.
Вода постоянно находится в движении — испаряется с поверхности морей и рек в атмосферу, дождем выпадает на землю и снова течет к морю. Это непрерывное движение называется круговоротом воды в природе. А приводит воду в движение Солнце: именно оно нагревает поверхность воды, в результате чего она и испаряется. Пар поднимается в верхние слои атмосферы, там он охлаждается и конденсируется в капли воды или кристаллики льда. Когда они становятся слишком большими, то выпадают на землю в виде дождя или снега.
Чтение стихотворения и вопросы детям «Сколько знаю я дождей?» А. Тараскина

  • Сколько разных дождей описал автор? 
  • Какие дожди вы сами видели?
  • Какие из них вам понравились больше и почему?

Рассказ педагога (продолжение) Грозовые облака — это массы воздуха, водяных капель и кристалликов льда. Внутри облака движутся мощные восходящие и нисходящие потоки, которые переносят с собой кристаллики льда. На них слоями намерзает вода. Кристаллики льда, капли воды, частницы пыли сталкиваются с такой силой, что образуются заряды статического электричества. Когда накапливаются большие заряды, происходит разряд молнии. Молнии часто ударяют в высокие предметы, например в одиноко стоящие деревья, поэтому прятаться под ними в грозу очень опасно.
Радуга появляется, если после дождя светит солнце. Солнечный свет представляет собой смесь всевозможных цветов. Проходя через капли дождя, лучи Солнца преломляются и расщепляются, в результате мы видим составляющие их цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Опыт
Дождемер — это специальный инструмент для измерения количества выпавшего дождя. Чтобы его сделать, давайте срежем верхушку пластиковой бутылки и вставим ее горлышком вниз в нижнюю часть. К боковой поверхности бутылки прикрепим линейку — она и будет нашим измерительным прибором. На открытом месте сделаем ямку в почве и поставим туда дождемер, так чтобы его верхняя часть возвышалась над землей. Теперь можно выяснить: какое количество дождя выпадает за один день? за неделю?
Облачное небо
Значит, вода — жидкая, песок — сыпучий. Итак, вода — это жидкость, а теперь необходимо определить: какого она цвета?
Опыт 3
Давайте убедимся в том, что вода бесцветная. Вот два одинаковых стакана: в один нальем воды, в другой — молока. Затем дети опускают чайные ложечки в стаканы. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком — нет.
Вывод. Вода — прозрачная, а молоко нет. Рассмотрим следующее свойство воды — у нее есть температура. Какая?
Опыт
Нальем в один стакан холодной воды, а в другой — теплой. Предложим детям потрогать воду. Одинаковая ли она? Чем отличается?
Наблюдения
1. Во время зимних прогулок предлагаем детям рассмотреть снежинки, которые падают на одежду. Обращаем внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи друг на друга. Что произойдет, если снежинка упадет на ладошку? на лицо? Почему она тает? Предложить детям рассмотреть снежинки через лупу. На занятии ручным трудом дети вырезают снежинки и украшают ими помещение перед Новым годом. Ранней весной дети наблюдают за таянием снега: как тает снежная баба? что с ней происходит? куда она исчезает? что остается на ее месте?
2. Сосульки. Весной дети наблюдают за сосульками. Обращают внимание на то, что они образуются на солнечной стороне дома. Растут или уменьшаются? Наблюдают, как в теплую погоду с них стекают капли воды. Куда капают капли? Чем это место отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»? Постоим тихонько и послушаем, как капают капли. Пусть каждый ребенок рассмотрит сосульку, потрогает ее руками, выяснит: какая она — гладкая или шершавая? на что похожи сосульки? Пусть дети выскажут свои предположения: почему они такой формы? как образуется острый кончик?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: